Рекомендации приемным родителям в случаях проявления у ребенка агрессивного поведения
1.Спокойно реагируйте на любые вспышки агрессии у ребенка, даже незначительные.
Приемы:
-полное игнорирование реакций ребенка /подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
-выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);
-переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста…»);
-позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому что ты устал»),
2.Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности.
Приемы:
-констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
-раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
-обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
-апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
3.Контролируйте собственные негативные эмоции. Старайтесь снизить напряжение ситуации, когда ребенок ведет себя агрессивно.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
-повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
-демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
-крик, негодование;
-агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные руки, разговор «сквозь зубы»;
-сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
-негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
-использование физической силы;
-втягивание в конфликт посторонних людей;
-непреклонное настаивание на своей правоте;
-нотации проповеди, «чтение морали»;
-наказания или угрозы наказания;
-обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты всегда…», «Ты никогда не…»;
-сравнение ребенка с другими не в его пользу;
-команды, жесткие требования
4.Обсуждайте проступок ребенка после разрешения ситуации.
-Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, это стоит делать только, когда ситуация разрешится, и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого ребенка.
5.Сохраняйте положительную репутацию ребенка.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
-публично минимизировать винуребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
-не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
-предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
6.Демонстрируйте модели неагрессивного поведения
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения, включает следующие приемы:
-пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
-внушения спокойствия невербальными средствами;
-прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
-использование юмора;
-признание чувств ребенка.